Как оставаться востребованным, если вы QA?

Перевод статьи «Test smart: how to stay resilient if you are QA?».

В динамичном мире информационных технологий можно встретить необычные вакансии, в которых профессия QA-инженера совмещена с другими IT специальностями. Однако в долгосрочной перспективе это не принизит значимость специалистов по качеству.

совмещение двух должностей

Как человек, активно ищущий новые возможности (работу) в области обеспечения качества (QA), я столкнулась с интересным явлением. Но сначала позвольте задать вам неожиданный вопрос: вы бы пошли на прием к врачу, если бы его специализация называлась “эндокринолог/офтальмолог”? На мой взгляд, этот “слэш” в названии выглядит, мягко говоря, подозрительно. Способен ли один такой человек хорошо выполнять обязанности двух специалистов из разных медицинских областей? Честно говоря, я бы убежала от такого врача.

Друзья, поддержите нас вступлением в наш телеграм канал QaRocks. Там много туториалов, задач по автоматизации и книг по QA.

Особенность современного рынка труда IT специалистов выглядит аналогичным образом. QA как специальность все еще сильно недооценивается в данной среде. Поэтому если вы встретите вакансии “UX-дизайнер/тестировщик”, тестировщик/сотрудник клиентской поддержки” или “разработчик ПО/тестировщик”, то это скорее всего означает, что у компаний, размещающих такие вакансии, обеспечение качества не в приоритете. Так происходит по следующим причинам. Во-первых, компания может стремиться сэкономить, закрыв одним специалистом сразу две позиции. Во-вторых, вероятно присутствует недостаточное понимание как роли QA, так и сложности методологии тестирования в принципе.

Так ли плоха многозадачность?

Если многозадачность вас мотивирует, вы возможно воспользуетесь предложением такой двойной вакансии. Только при этом будьте готовы часто переключаться с одной роли на другую. Лично у меня был краткий опыт совмещения QA и работы в службе клиентской поддержки. Должна признать, что иногда это может быть психологически сложным и не оставить места для дальнейшего саморазвития ни в той, ни в другой сфере.

Однако, если вы хотите развиваться профессионально, вам необходимо получать новые знания и тем самым повышать свой профессиональный уровень. Это требует многих часов, посвященных изучению какой-то одной конкретной области. Можно ли эффективно получать новые знания, совмещая два вида деятельности одновременно? Это точно будет не просто. А в долгосрочной перспективе такое совмещение может привести к профессиональному выгоранию.

Понимание роли QA

Если посмотреть на вопрос с точки зрения организации, то подходы к обеспечению качества сильно отличаются в разных компаниях. На протяжении всей своей карьеры я встречала людей из IT, которые не знали, зачем нужен QA. Поэтому я пытаюсь объяснять, почему так важно внедрять обеспечение качества (и предпочтительно выделять QA-специалиста в отдельную позицию) в вашу команду.

QA – это гораздо больше, чем просто тестирование программного обеспечения. Когда команду QA называют просто “тестировщиками”, это сильно сужает их обязанности в глазах других людей. Тестирование, хотя и важная часть их работы, — это лишь один из аспектов того, чем занимаются QA-специалисты. Эти люди вносят свой огромный вклад на всех этапах разработки ПО – от анализа требований до дизайна, внедрения и поддержки. Называя их “тестировщиками”, мы упускаем из виду их значительное участие в других ключевых этапах процесса разработки. Такое название ограничивает их роль и не отражает всех их навыков и деятельности.

Отличный специалист по качеству должен обладать зорким глазом, как у совы. Вы должны быть наблюдательным, задавать вопросы, проводить анализ и быть внимательным к деталям.

Следуя старой привычке, я продолжу использовать слово “тестировщик”. Но важно понимать, что работа тестировщика — это не только тестирование, но и гораздо больше. Она включает в себя анализ пользовательских сценариев, просмотр макетов, написание тест-кейсов, мониторинг поведения системы, рассмотрение отзывов пользователей, поддержку инструментов для тестирования и управления тестированием и многое другое.

Универсалы против узких специалистов

С первых дней существования нового подхода к разработке ПО, а именно гибких методологий Agile, лидеры в сфере IT считали, что все члены команды должны быть универсалами. Каждый должен уметь и программировать, и тестировать. Но на практике в большинстве своем не каждый может быть одинаково хорош в нескольких ролях — невозможно освоить все на высочайшем уровне.

Интересное наблюдение сделали пионеры методологии Agile тестирования Джанет Грегори и Лиза Криспин:

“По мере усложнения программного обеспечения мы видим растущую потребность в членах команды с углубленными специализированными знаниями. Взять хотя бы такие сложные современные виды тестирования, как тестирование безопасности, производительности, доступности, удобства использования, надежности. Однако со временем почему-то всё больше компаний решили, что им не нужны тестировщики. Наблюдая за работой команд без специалистов по тестированию, мы обратили внимание на то, что у них остаются большие пробелы в тестировании, а многие важные аспекты качества просто игнорировались”.

QA-инженеры могут быть универсалами в рамках своей специализации. Например, тестировщик, который учится автоматизировать сквозные (end-to-end) тесты, приобретает навыки разработчика. Некоторые тестировщики, которые хорошо разбираются в тестировании производительности и нагрузочном тестировании, могут быть также научиться тестировать юзабилити. В этом нет ничего плохого. Напротив, универсальный специалист по тестированию будет очень полезен в любой команде.

Но разве хороший QA станет отбирать работу у дизайнеров и разработчиков, играя на двух инструментах в одном оркестре (команде)? Я так не думаю. По крайней мере, все известные мне великолепные QA-специалисты сосредоточены на своих конкретных задачах, помогая команде повысить качество продуктов.

Польза QA для членов команды

Если вы продукт оунер, вам не следует быть единственным, кто отвечает за качество продукта. Важно оценить, как вся команда относится к качеству. Какие функциональные требования и характеристики качества учитываются, и что делается для его повышения. В то же время нужно понять, есть ли в команде человек, который в ответе за план тестирования и следит за применением корректных методов и средств валидации. Если такого человека нет, то есть ли возможность исправить эту ситуацию? Возможно, вашей команде нужен кто-то, кто станет движущей силой тестирования и объединит всю команду вокруг общей цели — улучшение качества продукта.

Разработчикам тоже стоит задуматься о стратегии тестирования. Все ли в порядке? Или времени на тестирование не хватает и вы просто полагаетесь на отдельные автоматизированные тесты, которые дают “зеленый свет” для выпуска продукта? Это типичная ситуация в командах, где нет QA-специалиста. В таких командах задачи QA часто распределяются между разработчиками, тестирование выполняется поверхностно и воспринимается как дополнительная нагрузка к разработке. Соберитесь с командой и обсудите, не стоит ли что-то поменять.

UX-дизайнерам также стоит быть осторожными в плане перегрузки себя задачами QA. Я признаю, что UX-дизайнеры достаточно компетентны, чтобы проводить тестирование. Однако я сомневаюсь, что дизайнер, который разрабатывал макеты, может объективно оценить юзабилити финального продукта. В этом случае целесообразно привлекать всю команду к оценке UX. И все же наличие отдельного QA-специалиста поможет вам быстрее достичь результатов. QA-инженеры могут дать полезную обратную связь по новым макетам с точки зрения пользователя. В результате вы сэкономите время (а ваша компания деньги) на том, что не придется ничего переделывать.

Заключение

По мере того как рынок IT-технологий перестает развиваться так бурно, как раньше, тенденция “сокращать” штат становится все более заметной на LinkedIn и аналогичных платформах. Это разумный и экономичный подход? Ну, я бы поспорила.

В конечном итоге очень важно продолжать делиться информацией о роли QA в постоянно меняющемся мире IT. Крайне полезными инструментами в практике тестирования кажутся решения на основе искусственного интеллекта. Однако вряд ли они смогут заменить внимательных, наблюдательных и чутких людей, которые решили профессионально посвятить себя обеспечению качества и нуждам конечных пользователей.

Тем не менее, в последние месяцы я пришла к выводу, что с удовольствием продолжу свою карьеру в качестве независимого QA-специалиста. Сохраняйте спокойствие и будьте востребованными.

Смотрите также: “Тренды обеспечения качества и тестирования в 2024 году”

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *