Тестирование доступности

Мы с вами знаем, что тестирование программного обеспечения  проверяет функциональность разрабатываемого приложения, а также его корректность, надежность, удобство использования и производительность. Оно выявляет и устраняет все возможные потенциальные дефекты и ошибки. Помимо всего перечисленного, тестирование также включает в себя проверку приложения на доступность, известную как тестирование доступности.

Данный тип тестирования позволяет убедиться в том, что приложение является удобным в использовании для людей с различными нарушениями, такими как проблемы со зрением, слухом, когнитивными способностями и т. д. Проще говоря, он гарантирует, что конкретное приложение доступно для любого типа пользователей как с ограниченными физическими возможностями, так и без ограничений.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения  (ВОЗ) 16% мирового населения имеют ту или иную форму инвалидности.

Поэтому, чтобы сделать цифровой контент доступным для всех людей, организации включают тестирование доступности в процесс разработки.

В этой статье мы расскажем все о тестировании доступности.

Друзья, поддержите нас вступлением в наш телеграм канал QaRocks. Там много туториалов, задач по автоматизации и книг по QA.

Содержание:

Что такое тестирование доступности?

Тестирование доступности представляет собой процесс проверки программного обеспечения, направленный на оценку приложений, веб-сайтов или программных продуктов на предмет их удобства для пользователей с нарушениями слуха, зрения, двигательными расстройствами и дальтонизмом.

Иными словами, оно включает в себя оценку приложения на его соответствие потребностям людей с определенными ограничениями.

Основная цель этого типа тестирования – обеспечить доступность приложения для всех категорий пользователей. Оно выявляет и решает все проблемы, которые мешают людям с ограниченными возможностями пользоваться приложением.

Тестирование доступности может проводиться вручную или с помощью программных инструментов.  Интересно отметить, что команды тестирования часто предпочитают гибридный подход, сочетая автоматизированные технологии и ручные приемы тестирования для оценки доступности программных продуктов.

Технологии, такие как программы распознавания речи,экранное считывающее устройство, инструменты для увеличения изображения на экране и адаптированные клавиатуры, представляют собой примеры вспомогательных средств, облегчающих использование программного обеспечения людьми с ограниченными возможностями.

Важность тестирования доступности

Первостепенная важность тестирования доступности заключается в том, чтобы обеспечить использование программных продуктов всеми категориями пользователей, независимо от вида инвалидности. Другие причины, подчеркивающие важность тестирования доступности, следующие:

  • Расширенная база пользователей – как уже говорилось ранее, около 16 % всего населения Земли имеют ту или иную форму инвалидности, а обеспечение доступности программных продуктов позволяет значительно увеличить их аудиторию. Поэтому организации включили тестирование доступности в жизненный цикл тестирования программного обеспечения (STLC).
  • Соблюдение законодательства и нормативных требований – многие страны налагают законы и регламенты на организации с целью разработки таких цифровых решений, чтобы люди с ограниченными возможностями могли без труда ими пользоваться. Если программный продукт не соответствует этим требованиям, это может навредить репутации организации или привести к финансовым штрафам.
  • Выгода для бизнеса – программные продукты, отвечающие потребностям всех категорий пользователей, привлекают большее количество клиентов, что положительно сказывается на доходах компаний.
  • Улучшенный пользовательский опыт – доступность и удобство использования являются основными факторами, определяющими качество программного продукта. Если им могут пользоваться все категории пользователей, он, безусловно, становится удобным и значительно улучшает пользовательский опыт.

Какие аспекты должны быть учтены в приложении?

Ниже перечислены факторы, которые следует учитывать при разработке доступного приложения:

  1. Нарушения зрения – проблемы со зрением, такие как стробоскопические и мигающие эффекты, полная или частичная цветовая слепота, плохое зрение.
  2. Физические нарушения – слабая моторика, например, медленные движения рук и вялость мышц, неспособность использования клавиатуры или мыши одной рукой.
  3. Когнитивные нарушения – трудности с пониманием сложной информации, проблемы с обучением и слабая память.
  4. Нарушения чтения – трудности, связанные с чтением.
  5. Нарушения слуха – легкая или глубокая глухота, вплоть до потери слуха.

Чек-лист для тестирования доступности

Для обеспечения доступности приложения предлагаем следующий чек-лист:

  1. Цветовой контраст – убедитесь, что цветовой контраст фона и текста подходит людям, страдающим дальтонизмом и с ослабленным зрением.
  2. Текстовые альтернативы – убедитесь в наличии текстовых альтернатив для всего нетекстового контента, такого как изображения, видео, иконки, графики и т. д. Текстовая альтернатива описывает назначение контента.
  3. Доступность клавиатуры – проверьте, можно ли можно ли управлять всеми функциями приложения исключительно клавиатурой без использования мыши, а также возможность перемещения по приложению с помощью клавиши Tab.
  4. Масштабируемый текст – удостоверьтесь, что приложение поддерживает изменение размера текста без потери содержания или нарушения дизайна, и проверьте корректность отображения на различных устройствах и в браузерах.
  5. Навигация – предоставьте ясную и последовательную навигацию по приложению, обеспечивая легкий доступ к функционалу с любой страницы.
  6. Ярлыки и поля форм – проверьте, что все поля форм имеют соответствующие ярлыки, чтобы сделать их понятными и читаемыми для пользователей.
  7. Язык – уточните, доступно ли приложение или веб-сайт на нескольких языках, чтобы охватить широкую аудиторию пользователей. Пользователи должны иметь возможность быстро переключать язык приложения на желаемый.
  8. Сообщения об ошибках – проверьте, что все сообщения об ошибках отображаются своевременно и несут необходимую информацию для пользователей.
  9. Соответствие стандартам – веб-сайт или приложение должны соответствовать определённым стандартам доступности, таким как WCAG 2.0 AA, WCAG 2.1 AA или Закону об американцах с ограниченными возможностями (ADA).

Как проводить тестирование доступности?

Тестирование доступности можно проводить вручную и с помощью программных инструментов. Ниже приведены некоторые общие шаги, которые необходимо выполнить в этом типе тестирования:

  1. Понимание Руководств и Стандартов Доступности – первым шагом ознакомьтесь со стандартами и принципами доступности, применимыми к разрабатываемому продукту.
  2. Создание тестовых сценариев – определите, какие аспекты приложения подлежат тестированию. Например, возможно, вам необходимо проверить цветовую контрастность, совместимость с программами чтения с экрана и навигацию с помощью клавиатуры. Также важно установить объем тестирования.
  3. Подготовка тестовой среды – для создания тестовой среды определите, какие инструменты, программное обеспечение и оборудование вам потребуются, и организуйте их соответствующим образом.
  4. Ручное/автоматизированное тестирование – оцените различные аспекты вашего веб-сайта с помощью ручного тестирования, включая совместимость с программами чтения с экрана и навигацию с использованием клавиатуры. Также используйте специализированные инструменты для выявления потенциальных проблем доступности, таких как отсутствие альтернативных текстов и неудовлетворительный цветовой контраст и т.д.
  5. Оценка результатов – после тестирования оцените результаты и выявите дефекты или проблемы, требующие устранения. Сообщите об этом команде разработки.
  6. Исправление проблем и повторное тестирование – после исправления выявленных проблем с доступностью приложение повторно тестируется, чтобы убедиться, что не осталось существующих или новых потенциальных ошибок доступности.
  7. Документирование и отчетность – документируйте процесс тестирования, новые знания и подходы, использованные для решения проблем. Сообщите о результатах заинтересованным сторонам.

Сценарии, когда требуется ручное тестирование доступности

В этом разделе мы обсудим некоторые сценарии, в которых тестирование доступности приложения требует ручного подхода:

  1. Доступность клавиатуры – проверка того, могут ли пользователи перемещаться по приложению только с помощью клавиатуры без участия мыши или других устройств. Это гарантирует, что пользователи с ограниченными возможностями могут полагаться на клавиатуру для взаимодействия с приложением и доступа ко всем его функциям.
  2. Совместимость с программами чтения с экрана – программы для чтения с экрана представляют собой инструменты, которые читают содержимое вслух, помогая пользователям с нарушениями зрения понять, что находится в приложении. Тестировщики могут использовать программы NVDA (NonVisual Desktop Access) или VoiceOver для проверки совместимости приложения с программами чтения с экрана. Они оценивают, может ли приложение правильно и точно представить информацию.
  3. Визуальные элементы – ручное тестирование помогает оценить наглядность и ясность визуальных элементов приложения, таких как иконки, графики, диаграммы, изображения и т. д. Оно помогает тестировщикам определить, все ли визуальные элементы передают ту информацию, для которой они предназначены.
  4. Адаптивный дизайн – ручное тестирование полезно для оценки адаптивности приложения, то есть определения того, как оно ведет себя или функционирует на устройствах разных размеров. Оно позволяет выявить проблемы юзабилити или верстки, возникающие в конфигурациях.
  5. Доступность мультимедиа – тестировщики могут определить, есть ли в мультимедийном контенте альтернативные тексты или субтитры для людей с нарушениями зрения.

Ниже приведены некоторые распространенные заблуждения о тестировании доступности. Давайте развеем эти мифы фактами.

Миф 1: Тестирование доступности предназначено только для людей с ограниченными возможностями.

Факт: Хотя основное внимание в тестировании доступности уделяется людям с ограниченными возможностями, оно также способствует улучшению общей производительности приложения и повышает доверие пользователей.

Миф 2: Тестирование доступности – это дорого.

Факт: Хотя этот процесс требует ресурсов и усилий, в долгосрочной перспективе он оказывается экономически выгодным. Внедрение тестирования доступности на ранних этапах проектирования и разработки позволяет выявлять потенциальные проблемы с самого начала.

Миф 3: Тестирование доступности – это одноразовый процесс.

Факт: Тестирование доступности должно осуществляться непрерывно на протяжении всего цикла разработки приложения. Регулярное тестирование позволяет поддерживать доступность приложения и выявлять любые новые ошибки при добавлении или обновлении функций.

Миф 4: Тестирование на доступность необходимо только для публичных приложений.

Факт: Такое тестирование необходимо для всех типов приложений, как внутренних, так и публичных.

Заключение

Мы с вами обсудили тестирование доступности. Данный процесс является незаменимым этапом в цикле тестирования программного обеспечения (STLC), позволяя убедиться в том, что программный продукт, приложение или веб-сайт легко доступны для людей с физическими, слуховыми и зрительными нарушениями. Кроме того, интеграция тестирования доступности в процесс тестирования способствует расширению пользовательской базы организаций, повышению лояльности клиентов и предоставлению исключительных пользовательских впечатлений.

Перевод статьи «Accessibility Testing».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *