- Описание
- Из чего состоит
- Чем тестовая стратегия отличается от тест-плана
- Типы стратегий
- Выбор нужной стратегии
Описание
Стратегия тестирования (или тестовая стратегия) — высокоуровневый документ, описывающий техники тестирования, используемые в STLC-цикле, и подтверждает виды и уровни тестирования в данном проекте.
Стратегия тестирования в сущности неизменяемый документ, после того как создана, согласована и утверждена проджект-менеджером.
Тестовая стратегия содержит ответы на следующие вопросы:
- Какие техники тестирования будут применяться?
- Какие модули будут протестированы?
- Какие критерии входа и выхода?
- Какая область тестирования?
То есть это «стратегический» высокоуровневый документ, объясняющий и направляющий процессы тестирования, учитывающий также следующие вопросы:
- Степень автоматизации процессов
- Какие человеческие и другие ресурсы будут задействованы
Стратегия создается на основе документация по дизайну проекта:
- Документация дизайна системы в целом — главным образом используется она.
- Второстепенная документация по дизайну приложения — как вспомогательная и для будущих версий.
- Документация на концептуальном уровне — редко используется.
Из чего состоит тестовая стратегия
Друзья, поддержите нас вступлением в наш телеграм канал QaRocks. Там много туториалов, задач по автоматизации и книг по QA.
Описания области тестирования (test scope), распределения сил и средств, тестовых окружений, инструментов тестирования, используемые для проверки и утверждения набора функций, описаны в стратегии тестирования, и многое другое. Также включаются графики занятости сотрудников, прикрепленные задачи и подобные рабочие моменты, чтобы QA-команда была максимально структурированной и эффективной.
Стратегия тестирования не представляет собой «расширенную версию плана тестирования» — тест-план является документом нижнего уровня; в то время как Стратегия это «общий, целеполагающий» документ. Оба документа являются важными артефактами в QA, направленными на расширение тестового покрытия и повышение качества продукта.
Составляющие тестовой стратегии:
- Обзор и область тестирования
- Применяемые методологии
- Спецификации тестовых окружений
- Инструменты тестирования
- Данные, относящиеся к релизу
- Анализ рисков
- Данные о проверке и утверждении
1. Саммари (общий обзор) и описание сферы тестирования
Первая секция, включающая данные о сотруднике, который отвечает за согласование, проверку, утверждение, и использование Стратегии. Также краткое перечисление этапов тестирования и мероприятий.
- Обзор («Summary») проекта с указанием ответственных лиц.
- Также указание причастных к оценке, согласованию и утверждению Стратегии.
- Расписание этапов и тестовых активностях на этих этапах, с рабочими графиками, и также сроки этапов.
2. Методология
Методология тестирования — следующая секция Стратегии. Подробное описание уровней тестирования, активностей, ролей и прикрепленных обязанностей членов QA-команды и других причастных.
Описание управления процессами, например запросы на какие-то изменения, шаблоны которые будут использованы, действия по управлению запросами; это моменты уточняются, чтобы гарантировать контролируемость процессов, не допустить ошибок и хаоса.
Итак, в этой секции указывается следующее:
- Процессы тестирования, уровни тестирования, роли и обязанности в команде.
- Подробнее описывается применение типов тестирования в этом проекте (юнит-, интеграционное, системное, регрессионное, юзабельности, нагрузочное, безопасности).Также время начала и завершения этих операций, ответственные за эти операции, их обязанности, особые подходы и методики. Также описывается подход к автоматизации, ее масштаб, и применяемые инструменты и фреймворки.
3. Описание тестовых окружений
Следующая секция Стратегии тестирования. Тестовое окружение и тестовые данные — важные вещи в QA. Поэтому описание тестового окружения (иначе говоря, среды тестирования) в этом документе включает в себя указания по созданию тестовых данных и манипуляциям с ними. В частности, количество тестовых окружений и их параметры. Также может описываться резервное копирование и восстановление окружений. Итак, секция содержит следующее:
- Информация о количестве окружений и их конфигурациях.
- Отдельно окружения по предназначению (например, функциональное тестирование может иметь одни тестовые окружения, для приемочного другие).
- Количество пользователей в каждом окружении и уровни доступа, а также программные и аппаратные характеристики окружений (ОС, память, место на диске).
- Объем тестовых данных.
- Способ получения тестовых данных (при помощи генераторов, или данные реальных пользователей из проекта, с маскированием информации).
- Порядок резервного копирования и восстановления тестовых данных.
- Какие базы данных используются.
- Указывается, кто и когда должен делать резервные копии, что должно быть включено, порядок восстановления, и контроль доступа при восстановлении.
4. Инструменты тестирования
Важная секция, содержащая данные об инструментах автоматизации тестирования, управления им, и обслуживания тестовых процессов. Инструменты тестирования безопасности и производительности; платные или open-source.
- Во первых, инструменты управления тестированием (инструменты тест-менеджмента)
- Инструменты автоматизации, которые будут использованы для подготовки и выполнения тестов.
- Подходы к тестированию производительности и безопасности и применяемые в этой сфере инструменты
- Указание платности/бесплатности инструментов, количества пользователей, которое инструмент поддерживает.
5. Управление релизами
Следующая секция Стратегии, используется для контроля того, что управление релизами производится упорядоченным образом. В секции приводится следующее:
- Версии продукта для тестового/приемочного окружения, возникающие в результате незапланированных релизов.
- Контроль тестирования изменений в таких релизах; управление версиями.
- Управление билдами; где и когда будет доступен новый билд; где он будет развернут; продакшен-билд; кто контролирует релизы (например дает «go-signal» к запуску релиза) и так далее.
6. Анализ рисков
В следующей секции по возможности кратко описываются все потенциальные риски в проекте, могущие вызвать проблемы в процессе тестирования. Также описываются способы устранения/смягчения этих рисков. Нужно также иметь «План Б» на случай непредвиденных ситуаций (не предусмотренных обычным анализом рисков).
Итак, составляется список всех потенциальных опасностей и план контроля этих рисков, а также «план отхода» — резервный план, если проект столкнется с большими рисками.
7. Данные о согласовании и утверждении
Согласование и утверждение, последняя секция Стратегии. После подготовки Стратегии она проверяется, согласовывается, и утверждается причастными менеджерами:
- Менеджмент ИТ-компании.
- Команда управления проектом.
- Команда разработчиков.
- Бизнес-команда.
Указывается дата утверждения, ФИО утвердителей, их комментарии, и краткое описание утвержденных изменений, если таковые случатся; в процессе тестирования в Стратегию могут вноситься обновления и корректировки.
Чем тестовая стратегия отличается от тест-плана
Тест-план | Тестовая стратегия |
---|---|
Создается на основе требований к продукту (SRS) | Создается на основе бизнес-требований (BRS) |
Готовит QA-лид или другой ответственный менеджер | Готовит проджект-менеджер или бизнес-аналитик |
ID тест-плана, тестируемые функции, применяемые техники тестирования, задачи в процессе, критерии приемки, тестовые артефакты, тестировщики прикрепленные к функциям и расписание их задач, и подобные низкоуровневые вещи | Цели, области и масштаб тестирования, применяемые методики, процессы, структура команды, форматы документации, подходы к коммуникации с клиентами и подобные высокоуровневые вещи |
План пишется после принятия требований к продукту и на их основе | Стратегия является первичным документом и создается в начале работы над продуктом |
Тест-план должен быть простым документом | Стратегия служит общим целеуказателем в проекте |
Типы тестовых стратегий
Далее приведены типы стратегий «под задачу»:
- Аналитическая стратегия.
К примеру, тестирование на основе рисков и тестирование на основе требований — два отдельных типа тестирования, нужны разные подходы. После изучения условий тестирования, таких как риски и требования, QA-команда уточняет обстоятельства тестирования. В случае тестирования на основе требований для определения обстоятельств изучаются требования. Затем создаются и выполняются тесты, направленные на проверку выполнения требований. В аналитической стратегии отслеживаются результаты проверки требований, и те, которые были проверены и прошли, и те, которые не прошли, и те, которые не были полностью протестированы.
- Стратегия, основанная на модели
Команда тестирования оценивает фактические и ожидаемые обстоятельства и строит модель, учитывая входы, выходы, действия и возможное поведение продукта. Модели будущего продукта также могут создаваться на основе какого-то существующего продукта, или технологии, или с учетом рассчитываемой скорости передачи данных, особой инфраструктуры, и других факторов.
Например, при тестировании производительности мобильного приложения можно создать модель, имитирующую исходящий и входящий трафик мобильной сети, количество активных/неактивных пользователей, прогнозируемый рост и другие факторы; и соответственно создать Стратегию, исходя из этой модели.
- Методическая стратегия
В этом случае строго соблюдается некий формализованный стандарт качества (например, стандарт ISO25000); применяют чеклисты и/или другие формальные подходы. В некоторых видах тестирования (например, безопасности) и типах приложений (например мобильные) существуют общепринятые/стандартизированные чеклисты проверок. Например, для maintenance-тестирования обслуживания чаще всего достаточно чеклиста, описывающего соответствующие функции, их свойства и т.д.
- Стратегия, ориентированная на стандарты или процессы
Например, при тестировании медицинских ИТ-систем, которые обязаны соответствовать регуляторным стандартам государства. ИТ-компания в некоторых случаях должна соблюдать методы и/или рекомендации, установленные комитетами по стандартам/группами специалистов, и иногда это касается условий тестирования,тест-кейсов, и даже состава QA-команды.
В случае не столь четких и строгих требований, а просто по принятой методике, например при разработке по неформальному но распространенному стандарту (Agile и пр.), могут создавать стратегию тестирования для каждой пользовательской истории, описывая критерии тестирования, тест-кейсы и сценарии, репорты и так далее.
- Реактивная стратегия
Тесты создаются и выполняются только после релиза продукта. Тестирование концентрируется на дефектах, обнаруженных уже в работающей системе.
Например следующая ситуация: проводится исследовательское тестирование работающего продукта; тест-кейсы создаются по уже имплементированным функциям; по результатам этих тестов происходит обновление тестов и подходов. Нередко по реактивной стратегии действуют в Agile-разработке.
- Консультативная стратегия
Как и в примере выше с Agile, может быть подход к тестовой стратегии, основанный на фидбеке от пользователей и стейкхолдеров. Например, имеем сценарий тестирования кроссбраузерной совместимости веб-приложения. Владелец продукта предоставляет список браузеров и их версий; также может указать нужные операционные системы и другие требования.
- Стратегия антирегрессионного тестирования
Для случаев, когда процедуры тестирования в проекте сконцентрированы на снижении риска регрессии функциональных и нефункциональных аспектов продукта.
Например, если веб-приложение необходимо протестировать на регрессию, QA-команда может автоматизировать как позитивные, так и негативные use-кейсы, и выполнять тесты всякий раз при обновлении приложения.
Все типы тестовых стратегий, описанные выше, применяются в зависимости от особенностей продукта, или могут сочетаться. О выборе подходящей Стратегии — далее.
Выбор нужной стратегии
Влияют следующие факторы:
- Нужная Стратегия тестирования зависит от особенностей продукта.
- А также от требований, например, приложения, ориентированные на безопасность, требуют более строгих подходов.
- Выбор стратегии тестирования также зависит от модели разработки продукта.
- «Большие продукты» требуют долгосрочной стратегии
- Тип и размер компании.
Источник «Что такое стратегия тестирования?».
Пингбэк: Как написать тест-кейс
Пингбэк: 35 вопросов на собеседовании QA
Пингбэк: 15 вопросов на QA-собеседовании (2024)
Пингбэк: 50+ вопросов и ответов на собеседовании по QA