Тестирование юзабилити

Тестирование юзабилити – это проверка удобства использования сайта, приложения или любого другого цифрового продукта/сервиса. Проводится оно следующим образом. Исследователи наблюдают за поведением пользователей, их реакцией на продукт, а затем полученные результаты взаимодействия анализируются.

Тестирование юзабилити позволяет убедиться, что вы создаете эффективный, действенный и приятный в использовании продукт.

Друзья, поддержите нас вступлением в наш телеграм канал QaRocks. Там много туториалов, задач по автоматизации и книг по QA.

Содержание

Что такое тестирование юзабилити?

Тестирование юзабилити – это проверка функциональности цифрового продукта путем наблюдения за поведением реальных пользователей. Обычно наблюдение проводится исследователями, работающими на компанию заказчика, в ходе очной или, что чаще, удаленной сессии тестирования.

Цель тестирования юзабилити – выявить области, вызывающие недоумение и болевые точки на пути клиента, чтобы определить возможности для повышения общей удовлетворенности пользователя. Оценка юзабилити направлена на определение практической функциональности продукта. В частности, на то, насколько эффективно пользователь справляется с заранее поставленной задачей.

В чем разница между тестированием юзабилити и пользовательским тестированием?

Эти термины часто используются как взаимозаменяемые, но тестирование юзабилити и пользовательское тестирование различаются по сфере применения. Впрочем, оба они являются частью UX-тестирования.

UX-тестирование направлено на анализ пользовательского опыта в каждой точке контакта. Этот анализ включает восприятие пользователями эффективности продукта, эмоциональный отклик, воспринимаемую ценность, удовлетворенность UX-дизайном, а также общее впечатление о компании и бренде.

Пользовательское тестирование – это метод исследования, при котором для оценки продукта или услуги наблюдают за тем, как реальные люди взаимодействуют с продуктом, и собирают их отзывы.

В отличие от тестирования юзабилити, пользовательское тестирование позволяет выяснить, о чем думают пользователи при использовании вашего продукта, как они воспринимают ваш продукт, каковы их пользовательские потребности.

Тестирование юзабилити имеет более целенаправленный подход и позволяет ответить на следующие вопросы:

  • Есть ли ошибки или другие погрешности, влияющие на работу приложения для пользователя?
  • Могут ли пользователи эффективно выполнить свою задачу?
  • Понимают ли пользователи, как ориентироваться на сайте?

В чем важность тестирования юзабилити?

Тестирование юзабилити проводится реальными пользователями. Ведь они способны выявить проблемы, которые не видят люди, знакомые с сайтом. Дело в том, что дизайнеры, маркетологи и владельцы продуктов, слишком хорошо знают свой продукт, поэтому часто упускают проблемы, связанные с удобством использования.

Привлекая новых пользователей к тестированию сайта и/или наблюдая за тем, как реальные люди пользуются уже запущенным сайтом, вы можете эффективно определить следующие вещи:

  • Понимают ли посетители, как работает сайт, не путаются ли они
  • Могут ли пользователи выполнить основные действия, которые им необходимы
  • Не сталкиваются ли они с ошибками
  • Функционален ли и эффективен ли ваш продукт для пользователей
  • Не замечают ли они других проблем с удобством использования.

Этот вид пользовательского исследования особенно важен при разработке новых продуктов или обновлении дизайна. Без него вы можете спроектировать UX, который будет понятен членам вашей команды, но не целевой аудитории.

Я использую юзабилити-тестирование, когда хочу проверить себя как дизайнера. Иногда я обсуждаю проекты со своей межфункциональной группой или командой дизайнеров, и все мы получаем противоречивые отзывы. Проблема в том, что мы не всегда являемся нашими пользователями, поэтому сложно разобраться и договориться о наилучшем пути дальнейшего развития.

Тестирование юзабилити позволяет избавиться от шума и определить, соответствует ли удобство использования предлагаемого дизайна основным ожиданиям. Это отличный способ быстро снизить риски инвестиций в разработку.

Мне также нравится итерационно дорабатывать дизайн по мере получения все большего объема информации, поэтому тестирование удобства использования – отличный способ двигаться быстро и не наломать при этом дров.

Julia Feld
Руководитель отдела дизайна продуктов в Babbel

Преимущества тестирования юзабилити сайта

Юзабилити тестирование может быть полезно для вашего сайта независимо от того, на каком этапе разработки вы находитесь. Вы также можете продолжать тестировать удобство пользования, совершенствуя и улучшая свой продукт с течением времени.

Проведите тестирование с помощью реальных пользователей, и вы сможете:

  • Удостовериться в правильности своего прототипа. Прежде чем утверждать конечный продукт, привлеките пользователей на ранних стадиях разработки и проверьте, возникают ли у них какие-либо проблемы. Возможно, они сталкиваются с какими-то ошибками? Ведет ли ваш сайт себя так, как ожидается, когда пользователи взаимодействуют с ним? Тестирование на прототипе поможет подтвердить правильность концепции и спланировать будущую функциональность до того, как вы потратите много денег на создание полноценного сайта.
  • Убедиться, что ваш продукт соответствует ожиданиям. После того как продукт будет готов, еще раз протестируйте удобство использования, чтобы убедиться, что все работает так, как было задумано. Как обстоят дела с простотой использования? Возможно, в интерфейсе чего-то не хватает?
  • Выявить проблемы в сложном пути. Если на вашем сайте есть функции, которые требуют от пользователей выполнения нескольких шагов (например, оформление заказа в онлайн-магазине), тестирование юзабилити поможет убедиться, что эти процессы максимально просты и интуитивно понятны.
  • Дополнить и объяснить другие данные. Анализ воронки может показать, что посетители покидают ваш сайт, а тестирование юзабилити может выявить глубинные проблемы страниц с высоким показателем оттока.
  • Отловить мелкие ошибки. Помимо масштабных проблем с удобством использования, юзабилити может помочь выявить более мелкие ошибки. Новый взгляд скорее обнаружит неработающие ссылки, ошибки сайта и грамматические ошибки. Тестирование удобства использования также позволяет подтвердить правильность исправлений, сделанных после выявления этих ошибок.
  • Развивить эмпатию. Нередко люди, работающие над проектом, забывают о том, что у них есть доступ к знаниям, которых не может быть у обычного посетителя сайта. Тестирование юзабилити – хороший способ развить эмпатию к реальным людям, которые пользуются и будут пользоваться вашим сайтом, и посмотреть на вещи с их точки зрения.
  • Добиться согласия на изменения. Одно дело – знать о проблеме сайта, другое – видеть, как пользователи испытывают с ней трудности. Когда становится очевидным, что пользователи чего-то не понимают, вполне естественно желание исправить это. Просмотр коротких роликов с ключевыми результатами тестирования юзабилити может стать очень убедительным способом лоббирования изменений в вашей организации.
  • В конечном счете, обеспечить лучший пользовательский опыт. Отличный пользовательский опыт – залог успеха продукта. Тестирование удобства использования поможет выявить проблемы, которые иначе не были бы обнаружены, и создать максимально удобный для пользователя продукт.

Чем тестирование юзабилити не является

Существует несколько способов пользовательского тестирования, которые помогают повысить удовлетворенность пользователей. Но в то же время они не являются инструментами тестирования юзабилити, поскольку не оценивают функциональность продукта в явном виде.

  • A/B-тестирование – это способ поэкспериментировать с несколькими версиями веб-страницы, чтобы определить, какая из них наиболее эффективна. Хотя A/B-тестирование может использоваться для проверки изменений, внесенных по результатам пользовательского тестирования, оно не является инструментом тестирования юзабилити.
  • Фокус-группы – это один из видов пользовательского тестирования, при котором исследователи собирают группу людей для обсуждения определенной темы. Обычно цель состоит в том, чтобы узнать мнение людей о продукте или услуге, а не проверить, как они их используют.
  • Опросы используются для оценки пользовательского опыта. Но поскольку опросы не позволяют фактически наблюдать за посетителями сайта в действии, они не считаются тестированием юзабилити, хотя могут использоваться в сочетании с ним.
  • Тепловые карты дают наглядное представление о том, как пользователи взаимодействуют со страницей. Они показывают самые “горячие” (наиболее вовлеченные) и самые “холодные” (наименее вовлеченные) ее части. Карты кликов, прокрутки и перемещения позволяют увидеть, как пользователи в целом взаимодействуют с сайтом, но технически это все равно не является тестированием юзабилити.
  • Приемочное тестирование. Часто это последний этап процесса тестирования программного обеспечения. В ходе приемочного тестирования тестировщики выполняют выверенный набор шагов, чтобы убедиться в правильности работы ПО. Это технический тест QA (quality assurance), а не способ оценить, насколько продукт удобен и эффективен.
  • Тест на использование в домашних условиях (IHUT). Сотрудники вашей компании, вероятно, постоянно тестируют программное обеспечение, но это не тестирование удобства использования. Сотрудникам свойственна предвзятость, поэтому они не могут дать таких честных результатов, какие дают реальные пользователи.

С чего начать тестирование юзабилити

Пользовательский интерфейс вашего сайта должен быть понятным и простым в использовании. Юзабилити тестирование является важным шагом в достижении этой цели. Но чтобы получить наиболее действенные результаты, тестирование должно проводиться правильно. Для этого необходимо точно воспроизвести обычные условия использования.

Одним из самых простых способов начать тестирование юзабилити является запись сеансов. Наблюдение за тем, как посетители перемещаются по вашему сайту, поможет вам понять, как пользователям наиболее комфортно пользоваться вашим продуктом.

Часто задаваемые вопросы о тестировании юзабилити

Что такое тестирование юзабилити сайта?

Это оценка функциональности сайта путем наблюдения за действиями и поведением посетителей при выполнении ими определенных задач. Тестирование юзабилити сайта позволяет увидеть сайт с точки зрения посетителей и выявить пути повышения удовлетворенности пользователя.

Какова цель тестирования юзабилити?

Глубокое знание и знакомство с вашим сайтом могут помешать вам заметить проблемы с его дизайном или удобством использования. При проведении юзабилити тестирования сайта пользователи могут выявить проблемы, которые вы могли бы пропустить. Например, ошибки на сайте, отсутствующие или сломанные элементы, неэффективные подсказки.

Какие существуют типы тестов юзабилити?

Тесты юзабилити делятся на такие группы:

  • Дистанционные и очные
  • Модерируемые и немодерируемые
  • По сценарию и без сценария

Выбор типа тестов зависит от имеющихся ресурсов, целевой аудитории и целей.

Как провести тестирование юзабилити сайта?

Шаги, которые необходимо предпринять для проведения теста на сайте, определяются вашими целями и задачами. Наличие плана перед началом работы поможет вам организовать собранные данные и результаты в понятном виде.

Процесс модерируемого тестирования юзабилити может состоять из 5 этапов:

  1. Планирование сессии. Определение характера исследования и логистических деталей (например, количества участников и модераторов), а также настройка записи.
  2. Набор участников. Вы можете выбрать их из своей пользовательской базы или привлечь тестировщиков.
  3. Проектирование задания.
  4. Проведение сессии. Не забудьте записать ее и сделать заметки.
  5. Анализ полученных результатов.

Перевод статьи «Usability testing: your 101 introduction».

2 комментария к “Тестирование юзабилити”

  1. Пингбэк: Большой учебник по тестированию

  2. Пингбэк: Дизайн тест-кейсов

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *