В настоящее время тема доступности (accessibility) становится все более популярной во всех сферах жизни. В этой статье мы рассмотрим важность доступности и объясним, почему и когда бизнес-аналитики должны обращать на нее внимание.
Для начала давайте определимся, что такое доступность и инвалидность.
БОЛЬШЕ ТУТОРИАЛОВ И ПОЛЕЗНОСТЕЙ ПО БИЗНЕС АНАЛИЗУ У НАС В КАНАЛЕ "Бизнес Аналитик|IT"
Согласно сайту developer.mozilla.org: Доступность – это практика, позволяющая сделать ваши сайты удобными для использования как можно большим количеством людей. Создание доступных сайтов приносит пользу не только людям с ограниченными возможностями, но и тем, кто, например, пользуется мобильными устройствами с медленным сетевым соединением.
И это не удивительно, ведь многое из того, что упоминается в правилах доступности, помогает вашему сайту стать более SEO-оптимизированным (например, alt-текст, правильная HTML-разметка, аннотации к ссылкам и т.д.).
Еще одна важная вещь, которую необходимо понять, — что такое инвалидность. Многие люди обычно думают об инвалидности по зрению или слуху, что вполне справедливо. Однако это далеко не все. Даже сломанная рука может ограничить возможности навигации в телефоне. Вот почему, говоря о доступности, не стоит забывать о людях с временными проблемами здоровья, а это значительно расширяет аудиторию пользователей, нуждающихся в специальных функциях.
Более того, отсутствие у сайта или приложения специальных функций для людей с ограниченными возможностями может быть расценена как акт дискриминации базовых прав человека, и тогда компания может получить штраф. Вот лишь один пример, когда слепой человек выиграл дело у Олимпийского комитета. Это наглядно показывает, что все общественные ресурсы в Интернете должны быть доступны.
И последний момент: теперь поисковые системы учитывают не только то, насколько хорошо организована вся SEO-информация, но и то, до какого уровня она доступна. Следовательно, чтобы попасть в топ результатов на страницах поиска, необходимо позаботиться о том, чтобы ваш сайт был максимально удобен в использовании.
Что нужно учитывать бизнес-аналитику?
Бизнес-аналитику следует задуматься о доступности, как только это будет иметь смысл. Лучше до начала разработки, чтобы избежать дорогостоящих правок. Что нужно знать, чтобы понять и сформулировать требования к обеспечению доступности?
World Wide Web Consortium (сокращенно W3C) – организация, создающая и поддерживающая стандарты для Всемирной паутины. Стандарты доступности можно найти на их сайте в разделе accessibility guidelines (последний стандарт WCAG 2.0).
WCAG 2.0 включает 4 основных принципа (воспринимаемый, работоспособный, понятный, надежный). Каждый из этих принципов имеет ряд рекомендаций, которым необходимо следовать, чтобы соответствовать определенному уровню доступности. Хорошая новость заключается в том, что их всего три (A, AA, AAA).
Примеры требований для различных уровней
Воспринимаемый – уровень A:
- Все нетекстовое содержимое, представляемое пользователю, имеет текстовую альтернативу, которая служит эквивалентной цели, за исключением ситуаций, перечисленных ниже. (1.2.1 WCAG 2.0)
- Для аудио- и видеоконтента предоставляется синхронизированная текстовая альтернатива, за исключением случаев, когда медиаальтернатива является альтернативой для текста и явно обозначена как таковая. (1.2.3 WCAG 2.0)
- Когда последовательность представления контента влияет на его смысл, правильная последовательность чтения может быть определена программно. (1.3.2 WCAG 2.0)
Воспринимаемый – уровень AA:
- За исключением подписей и изображений текста, размер текста может быть масштабирован без использования вспомогательных технологий до 200 процентов без потери содержания или функциональности.
Воспринимаемость – уровень ААА:
- Визуальное представление текста и изображения текста должны иметь коэффициент контрастности не менее 7:1 (1.4.6 WCAG 2.0).
Работоспособность – уровень A:
- Все функциональные возможности контента могут быть реализованы через клавиатурный интерфейс, не требуя точного времени для каждого отдельного нажатия клавиш, за исключением случаев, когда основная функция требует ввода, зависящего от движения пользователя, а не только конечных точек.. (2.1.1 WCAG 2.0).
Все подробности можно уточнить здесь.
Для проверки того, насколько ваш продукт соответствует стандартам доступности, можно использовать специальные инструменты. Самый простой и бесплатный из них – Lighthouse. С его помощью можно получить общее представление о том, насколько хорош ваш сайт.
Недостатком является то, что он не дает точной информации обо всем, что нужно исправить. Скорее, речь идет о некоторых основных моментах, без которых не имеет смысла исправлять другие. Другой вариант – Siteimprove. Этот инструмент не является полностью бесплатным, и вы сами решаете, имеет ли смысл его покупать. Однако он предоставляет подробные отчеты по всем возможным аспектам вашего сайта, включая доступность. Более того, он дает подсказки, как исправить найденные проблемы.
Полезные инструменты для проверки/тестирования вашего сайта
- Средства проверки доступности: AChecker, приложение WAVE (расширения доступны для Chrome и Firefox).
- Программное обеспечение для чтения с экрана: NVDA, JAWS – дает представление о том, что человек с нарушениями зрения может услышать/ сделать на вашем сайте.
- Экранные лупы.
- Специальные клавиатуры для проверки удобства набора текста.
Ниже приведена таблица с основными моментами, которые необходимо учитывать для улучшения доступности сайта.
Элемент сайта | Требования, которые необходимо учитывать | Прочее (проверка, тестирование и т.д.) |
Формы | Все элементы управления читаемы, имеются дополнительные описания. | Попробуйте перемещаться по форме, используя только клавиатуру. Вы также можете использовать программу чтения с экрана, чтобы проверить, что услышит человек, который будет ею пользоваться. |
Ошибки при обработке форм | 1. Определите, где возникла ошибка. 2. Покажите обязательные поля, которые не были заполнены. 3. Приведите описание правильных форматов, например, предлагаемые слова или форматы. | |
Изображения | 1. Alt-текст обеспечивает доступность текстового описания для чтения вспомогательными технологиями. 2. Alt-текст должен содержать не более 125 символов для каждого изображения (из-за ограничений программ чтения с экрана). 3. Alt-текст можно оставить пустым, если изображение имеет чисто декоративное значение или снабжено подписями. | |
Логотип | Для логотипов необходимо добавить alt-текст, в котором будет отображено содержание изображения, например, название компании. | |
Изображения со ссылкой | Alt-текст должен описывать назначение ссылки, а не содержание изображения. | |
Графики | Убедитесь, что графики имеют соответствующую легенду. | |
Текст | Для текста важно помнить, что стиль должен быть отделен от структуры. Одним словом, HTML никогда не должен использоваться для управления визуальным представлением текста, а только для отображения структуры содержимого документа. | Хорошей практикой тестирования текста на доступность является проверка того, как он выглядит при использовании увеличительных приборов. |
Таблица | Таблицы обязательно должны содержать элемент с кратким описанием представленных в них данных. | Обратите внимание! Вспомогательные технологии считывают содержимое таблиц линейно. В связи с этим важно, чтобы таблицы создавались таким образом, чтобы не нарушалась смысловая последовательность данных. |
Некоторые полезные ссылки:
- MDN: Что такое доступность?
- Google Assistant теперь может читать вслух веб-страницы на 42 языках
- Статистика по инвалидности: США ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Перевод статьи «Accessibility: why should business analysts care?».
Пингбэк: Чек-лист для тестирования мобильных приложений на Android