<style>.lazy{display:none}</style>Необходимые навыки хорошего бизнес-аналитика

Необходимые навыки хорошего бизнес-аналитика

Бизнес-анализ – это одна из тех областей, где, чтобы оставаться конкурентоспособным, необходимо постоянно совершенствовать свои soft и hard skills. От Agile-методологий и методов мозгового штурма до основ программирования и архитектуры программного обеспечения – навыки бизнес-аналитика в области ИТ имеют очень широкий спектр.

Основной задачей бизнес-аналитика (БА) является анализ бизнес-моделей, бизнес-процессов и операций с целью выявления потребностей, сбора требований и выработки соответствующих решений.

Типичный рабочий день бизнес-аналитика включает в себя:

  • Встречи с заинтересованными сторонами проекта и командой разработчиков программного обеспечения;
  • Работу с аналитическими инструментами;
  • Разработку и документирование требований;
  • Проверку реализуемости решения и получение экспертных рекомендаций от разработчиков;
  • Проведение большого количества исследований и изучение лучших практик.

Однако просто документировать требования и связывать заинтересованные стороны с командами разработчиков недостаточно. БА также должен быть экспертом в своей области, будь то финтех, e-commerce или здравоохранение, и прекрасно понимать жизненный цикл разработки ПО, чтобы превращать идеи заказчика в функции и задачи для разработчиков.

БОЛЬШЕ ТУТОРИАЛОВ И ПОЛЕЗНОСТЕЙ ПО БИЗНЕС АНАЛИЗУ У НАС В КАНАЛЕ "Бизнес Аналитик|IT"

Soft skills бизнес-аналитика, которыми необходимо владеть

1. Навыки ведения переговоров

Поскольку БА выступает в роли посредника между заказчиком и командой разработчиков ПО, ему пригодятся навыки ведения переговоров. Специалист должен обязательно учитывать культурные различия, чтобы не вызывать чувства дискомфорта или дискриминации у аудитории.

В ходе переговоров профессиональный бизнес-аналитик должен уметь находить компромисс по обсуждаемым вопросам и отстаивать свою точку зрения, чтобы создать продукт, который удовлетворит и заказчика, и команду разработчиков, и конечных пользователей.

2. Управление ожиданиями

Чтобы правильно управлять ожиданиями заказчика, бизнес-аналитик собирает требования к продукту, документирует их и превращает в задачи для команды разработки. Некоторые заказчики при обсуждении требований могут предлагать готовые решения или подробно описывать, каким они видят конечный продукт. Однако задача специалиста по анализу заключается в том, чтобы рассматривать требования как бизнес-цели и проблемы, которые должны быть решены.

Другими словами, чтобы эффективно управлять ожиданиями клиента и создать желаемый продукт, специалист должен поставить четкие бизнес-цели, описывающие каждую желаемую функцию и требование к продукту.

3. Вербальная коммуникация и переписка

Нет необходимости говорить о том, что устное и письменное общение занимает если не половину рабочего времени, то, по крайней мере, его значительную часть.

Вот те основы коммуникации, которыми должен владеть каждый БА:

  • Умение выражать свои мысли и идеи и вовлекать в разговор каждую заинтересованную сторону;
  • Уметь разрешать и предотвращать конфликты;
  • Безупречно владеть деловым этикетом и знать специфику делового общения.

4. Навыки решения проблем

Конфликты и неожиданно возникающие проблемы – неотъемлемая часть любого рабочего процесса. Именно поэтому бизнес-аналитику необходимо уметь с ними справляться.

Задача бизнес-аналитика – выявлять узкие места в процессе разработки продукта на ранних стадиях, предотвращать конфликты или, при необходимости, эскалировать их для решения на более высоком уровне.

5. Проведение совещаний

Проведение совещаний с заинтересованными сторонами проекта и командами разработчиков является неотъемлемой частью работы БА. Для этого необходимо уметь:

  • Определять повестку дня и время проведения совещания;
  • Вести собрание, контролировать выступающих, при необходимости напоминать им о повестке и целях совещания;
  • Подводить итоги совещания и предоставлять каждому участнику последующую информацию.

6. Наставничество

Профессиональный бизнес-аналитик всегда делится своим опытом с другими. Наставничество над коллегами, умение разрабатывать учебные планы и образовательные программы, организация процесса обучения в коллективе – обязательные навыки для БА.

Hard skills, необходимые в работе бизнес-аналитика

1. Моделирование

Для понимания организационной структуры компании, операционных процессов, возможностей роста и “узких мест” бизнес-аналитики используют различные методы моделирования. Чтобы считаться компетентным в области моделирования, специалист по бизнес-анализу должен уметь создавать:

  • Модели бизнес-процессов;
  • Диаграммы “сущность-связь” (ER);
  • Диаграммы состояний (Statechart diagrams);
  • Блок-схемы и алгоритмы;
  • Диаграммы последовательностей;
  • Диаграммы классов;
  • Диаграммы потоков данных (DFD);
  • Доменные словари.

2. Технологические стеки

Поскольку одной из обязанностей бизнес-аналитика является формулирование объема работ, ему необходимо ознакомиться с технологическим стеком, используемым в проекте, изучить его плюсы и минусы. Также полезно иметь представление о тех или иных инструментах, чтобы обосновать свой выбор перед командой разработчиков.

3. Основы программирования

БА необходимы некоторые знания основ программирования, тестирования и алгоритмизации, так как они позволят предлагать более грамотные технические решения, глубже понимать систему, замечать несоответствия функциональностей и предотвращать дублирование функций.

Чтобы не отставать от команды разработчиков и четко излагать свои мысли, бизнес-аналитику полезно освоить:

  • Базовые концепции программирования;
  • Написание простых скриптов;
  • Один из языков программирования, таких как Python, R, Kotlin;
  • Основы объектно-ориентированного программирования;
  • Основы BDD (разработка через поведение), TDD (разработка через тестирование) и модульного тестирования;
  • Основы веб-технологий.

4. Архитектура и проектирование программного обеспечения

Знание типовых архитектурных решений, их достоинств и недостатков обеспечивает БА независимость в принятии технических решений и помогает четко доносить до заказчика необходимую информацию.

Вот перечень типичных архитектурных решений, которые помогают БА в работе:

  • Сервис-ориентированная архитектура;
  • Клиент-серверная архитектура;
  • Одноранговая архитектура;
  • Луковичная архитектура;
  • Шины данных;
  • Облачные вычисления;
  • SaaS, PaaS, IaaS.

Кроме того, бизнес-аналитик должен уметь описывать бизнес-архитектуру, использовать основные фреймворки и стандарты (TOGAF, Zachman, FEAF, Gartner), и быть знакомым с механизмами интеграции систем.

5. Системы управления базами данных

Еще одним полезным техническим навыком для БА является знание основ проектирования баз данных и языка SQL для составления простых запросов. Для бизнес-аналитиков среднего и высшего звена планка выше. Они должны уметь проектировать сложные базы данных (с сегментацией, кластеризацией, распределенным хранением данных и т.д.) и писать сложные запросы и процедуры на SQL.

Необходимо знать особенности таких систем управления базами данных (СУБД), как MS SQL, Oracle, Postgres, MongoDB, OrientDB, MySQL, администрировать соответствующую СУБД, проектировать документо-ориентированные базы данных.

Для оптимизации производительности ИТ-инфраструктуры бизнес-аналитикам необходимо оперировать понятиями нормализации и денормализации и понимать их последствия.

6. Тестирование программного обеспечения

Нередко бизнес-аналитики начинают свою карьеру с перехода из службы обеспечения качества. Таким образом, они получают конкурентное преимущество среди других специалистов. Бывшие тестировщики, перешедшие в бизнес-аналитику, осведомлены о внутреннем устройстве процесса разработки программного обеспечения, знают основы программирования и могут отличить хорошие требования от плохих.

Независимо от того, имеет ли БА опыт работы в области обеспечения качества или нет, ему полезно знать и применять на практике следующее:

  • Основы тестирования программного обеспечения – виды, области применения и основные артефакты;
  • Функциональное тестирование;
  • Автоматизация тестирования;
  • Приемочное тестирование;
  • Специфика ISO2500;
  • Тестирование требований.

7. Проектирование интерфейса

Опытный бизнес-аналитик – это еще и в некоторой степени UX-дизайнер. Навыки UX помогают БА находить компромисс между пожеланиями заказчика, дизайнерскими решениями, которые могут не соответствовать целям бизнеса, и требованиями конечных пользователей. Более того, знание основ проектирования интерфейсов и умение создавать простые прототипы помогают бизнес-аналитикам эффективнее общаться с UX-дизайнерами и находить наиболее оптимальные решения.

8. Бизнес-интеллект

Бизнес-интеллект (BI) – это еще один полезный навык, который помогает преобразовывать информацию, полученную на основе данных о рынке и внутреннем состоянии организации.

Для начала БА изучают жизненный цикл данных от источника системы до конечного отображения в BI-системах, интерактивную аналитическую обработку (OLAP), простые запросы MDX, общие схемы хранения данных и механизмы обновления данных в таких хранилищах.

К числу распространенных BI-инструментов, помогающих специалистам проектировать хранилища данных, создавать механизмы интеграции и применять различные протоколы обмена данными, относятся SSAS, SSRS, SSIS, Oracle BI, Tableau и Qlikview.

В заключение

Опытный бизнес-аналитик – это специалист широкого профиля, который, помимо основных знаний бизнес-процессов, должен обладать определенными личностными характеристиками и разнообразными технологическими навыками, чтобы оставаться востребованным на рынке труда.

Перевод статьи «Extra skills that will help every business analyst be more competitive in the market».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *