Бизнес-анализ – это одна из тех областей, где, чтобы оставаться конкурентоспособным, необходимо постоянно совершенствовать свои soft и hard skills. От Agile-методологий и методов мозгового штурма до основ программирования и архитектуры программного обеспечения – навыки бизнес-аналитика в области ИТ имеют очень широкий спектр.
Основной задачей бизнес-аналитика (БА) является анализ бизнес-моделей, бизнес-процессов и операций с целью выявления потребностей, сбора требований и выработки соответствующих решений.
Типичный рабочий день бизнес-аналитика включает в себя:
- Встречи с заинтересованными сторонами проекта и командой разработчиков программного обеспечения;
- Работу с аналитическими инструментами;
- Разработку и документирование требований;
- Проверку реализуемости решения и получение экспертных рекомендаций от разработчиков;
- Проведение большого количества исследований и изучение лучших практик.
Однако просто документировать требования и связывать заинтересованные стороны с командами разработчиков недостаточно. БА также должен быть экспертом в своей области, будь то финтех, e-commerce или здравоохранение, и прекрасно понимать жизненный цикл разработки ПО, чтобы превращать идеи заказчика в функции и задачи для разработчиков.
БОЛЬШЕ ТУТОРИАЛОВ И ПОЛЕЗНОСТЕЙ ПО БИЗНЕС АНАЛИЗУ У НАС В КАНАЛЕ "Бизнес Аналитик|IT"
Soft skills бизнес-аналитика, которыми необходимо владеть
1. Навыки ведения переговоров
Поскольку БА выступает в роли посредника между заказчиком и командой разработчиков ПО, ему пригодятся навыки ведения переговоров. Специалист должен обязательно учитывать культурные различия, чтобы не вызывать чувства дискомфорта или дискриминации у аудитории.
В ходе переговоров профессиональный бизнес-аналитик должен уметь находить компромисс по обсуждаемым вопросам и отстаивать свою точку зрения, чтобы создать продукт, который удовлетворит и заказчика, и команду разработчиков, и конечных пользователей.
2. Управление ожиданиями
Чтобы правильно управлять ожиданиями заказчика, бизнес-аналитик собирает требования к продукту, документирует их и превращает в задачи для команды разработки. Некоторые заказчики при обсуждении требований могут предлагать готовые решения или подробно описывать, каким они видят конечный продукт. Однако задача специалиста по анализу заключается в том, чтобы рассматривать требования как бизнес-цели и проблемы, которые должны быть решены.
Другими словами, чтобы эффективно управлять ожиданиями клиента и создать желаемый продукт, специалист должен поставить четкие бизнес-цели, описывающие каждую желаемую функцию и требование к продукту.
3. Вербальная коммуникация и переписка
Нет необходимости говорить о том, что устное и письменное общение занимает если не половину рабочего времени, то, по крайней мере, его значительную часть.
Вот те основы коммуникации, которыми должен владеть каждый БА:
- Умение выражать свои мысли и идеи и вовлекать в разговор каждую заинтересованную сторону;
- Уметь разрешать и предотвращать конфликты;
- Безупречно владеть деловым этикетом и знать специфику делового общения.
4. Навыки решения проблем
Конфликты и неожиданно возникающие проблемы – неотъемлемая часть любого рабочего процесса. Именно поэтому бизнес-аналитику необходимо уметь с ними справляться.
Задача бизнес-аналитика – выявлять узкие места в процессе разработки продукта на ранних стадиях, предотвращать конфликты или, при необходимости, эскалировать их для решения на более высоком уровне.
5. Проведение совещаний
Проведение совещаний с заинтересованными сторонами проекта и командами разработчиков является неотъемлемой частью работы БА. Для этого необходимо уметь:
- Определять повестку дня и время проведения совещания;
- Вести собрание, контролировать выступающих, при необходимости напоминать им о повестке и целях совещания;
- Подводить итоги совещания и предоставлять каждому участнику последующую информацию.
6. Наставничество
Профессиональный бизнес-аналитик всегда делится своим опытом с другими. Наставничество над коллегами, умение разрабатывать учебные планы и образовательные программы, организация процесса обучения в коллективе – обязательные навыки для БА.
Hard skills, необходимые в работе бизнес-аналитика
1. Моделирование
Для понимания организационной структуры компании, операционных процессов, возможностей роста и “узких мест” бизнес-аналитики используют различные методы моделирования. Чтобы считаться компетентным в области моделирования, специалист по бизнес-анализу должен уметь создавать:
- Модели бизнес-процессов;
- Диаграммы “сущность-связь” (ER);
- Диаграммы состояний (Statechart diagrams);
- Блок-схемы и алгоритмы;
- Диаграммы последовательностей;
- Диаграммы классов;
- Диаграммы потоков данных (DFD);
- Доменные словари.
2. Технологические стеки
Поскольку одной из обязанностей бизнес-аналитика является формулирование объема работ, ему необходимо ознакомиться с технологическим стеком, используемым в проекте, изучить его плюсы и минусы. Также полезно иметь представление о тех или иных инструментах, чтобы обосновать свой выбор перед командой разработчиков.
3. Основы программирования
БА необходимы некоторые знания основ программирования, тестирования и алгоритмизации, так как они позволят предлагать более грамотные технические решения, глубже понимать систему, замечать несоответствия функциональностей и предотвращать дублирование функций.
Чтобы не отставать от команды разработчиков и четко излагать свои мысли, бизнес-аналитику полезно освоить:
- Базовые концепции программирования;
- Написание простых скриптов;
- Один из языков программирования, таких как Python, R, Kotlin;
- Основы объектно-ориентированного программирования;
- Основы BDD (разработка через поведение), TDD (разработка через тестирование) и модульного тестирования;
- Основы веб-технологий.
4. Архитектура и проектирование программного обеспечения
Знание типовых архитектурных решений, их достоинств и недостатков обеспечивает БА независимость в принятии технических решений и помогает четко доносить до заказчика необходимую информацию.
Вот перечень типичных архитектурных решений, которые помогают БА в работе:
- Сервис-ориентированная архитектура;
- Клиент-серверная архитектура;
- Одноранговая архитектура;
- Луковичная архитектура;
- Шины данных;
- Облачные вычисления;
- SaaS, PaaS, IaaS.
Кроме того, бизнес-аналитик должен уметь описывать бизнес-архитектуру, использовать основные фреймворки и стандарты (TOGAF, Zachman, FEAF, Gartner), и быть знакомым с механизмами интеграции систем.
5. Системы управления базами данных
Еще одним полезным техническим навыком для БА является знание основ проектирования баз данных и языка SQL для составления простых запросов. Для бизнес-аналитиков среднего и высшего звена планка выше. Они должны уметь проектировать сложные базы данных (с сегментацией, кластеризацией, распределенным хранением данных и т.д.) и писать сложные запросы и процедуры на SQL.
Необходимо знать особенности таких систем управления базами данных (СУБД), как MS SQL, Oracle, Postgres, MongoDB, OrientDB, MySQL, администрировать соответствующую СУБД, проектировать документо-ориентированные базы данных.
Для оптимизации производительности ИТ-инфраструктуры бизнес-аналитикам необходимо оперировать понятиями нормализации и денормализации и понимать их последствия.
6. Тестирование программного обеспечения
Нередко бизнес-аналитики начинают свою карьеру с перехода из службы обеспечения качества. Таким образом, они получают конкурентное преимущество среди других специалистов. Бывшие тестировщики, перешедшие в бизнес-аналитику, осведомлены о внутреннем устройстве процесса разработки программного обеспечения, знают основы программирования и могут отличить хорошие требования от плохих.
Независимо от того, имеет ли БА опыт работы в области обеспечения качества или нет, ему полезно знать и применять на практике следующее:
- Основы тестирования программного обеспечения – виды, области применения и основные артефакты;
- Функциональное тестирование;
- Автоматизация тестирования;
- Приемочное тестирование;
- Специфика ISO2500;
- Тестирование требований.
7. Проектирование интерфейса
Опытный бизнес-аналитик – это еще и в некоторой степени UX-дизайнер. Навыки UX помогают БА находить компромисс между пожеланиями заказчика, дизайнерскими решениями, которые могут не соответствовать целям бизнеса, и требованиями конечных пользователей. Более того, знание основ проектирования интерфейсов и умение создавать простые прототипы помогают бизнес-аналитикам эффективнее общаться с UX-дизайнерами и находить наиболее оптимальные решения.
8. Бизнес-интеллект
Бизнес-интеллект (BI) – это еще один полезный навык, который помогает преобразовывать информацию, полученную на основе данных о рынке и внутреннем состоянии организации.
Для начала БА изучают жизненный цикл данных от источника системы до конечного отображения в BI-системах, интерактивную аналитическую обработку (OLAP), простые запросы MDX, общие схемы хранения данных и механизмы обновления данных в таких хранилищах.
К числу распространенных BI-инструментов, помогающих специалистам проектировать хранилища данных, создавать механизмы интеграции и применять различные протоколы обмена данными, относятся SSAS, SSRS, SSIS, Oracle BI, Tableau и Qlikview.
В заключение
Опытный бизнес-аналитик – это специалист широкого профиля, который, помимо основных знаний бизнес-процессов, должен обладать определенными личностными характеристиками и разнообразными технологическими навыками, чтобы оставаться востребованным на рынке труда.
Перевод статьи «Extra skills that will help every business analyst be more competitive in the market».