Вы наверняка сталкивались с приложениями, которые вызывают недоумение и раздражение: невозможно найти нужную функцию, кнопки расположены неинтуитивно, а весь процесс использования приложения превращается в настоящий квест. Зачастую такие проблемы возникают из-за недостаточного внимания к юзабилити–тестированию.
В этой статье мы обсудим основы юзабилити-тестирования, важного этапа в разработке пользовательского интерфейса. Мы рассмотрим основные принципы и методы юзабилити-тестирования, которые позволят вам получить ценные инсайты и улучшить взаимодействие пользователей с вашим приложением.
Друзья, поддержите нас вступлением в наш телеграм канал QaRocks. Там много туторилов, задач по автоматизации и книг по QA.
Содержание:
- Юзабилити-тестирование
- Зачем проводить юзабилити-тестирование?
- Примеры тест-кейсов для юзабилити-тестирования
- Как проводить юзабилити-тестирование?
- 2 техники юзабилити-тестирования
- Сколько пользователей вам нужно?
- Чек-лист для UX-тестирования
- Преимущества
- Недостатки
Юзабилити-тестирование
Юзабилити-тестирование – это метод тестирования ПО для определения того, насколько приложение является простым и удобным для пользователя. В ходе такого тестирования мы привлекаем небольшую группу пользователей, которые используют приложение и находят проблемы, связанные с его удобством. Основной акцент в юзабилити-тестировании делается на том, насколько легко пользователю использовать функционал приложения, удобен ли пользовательский интерфейс, и насколько программа применима для достижения определенных задач.
Такое тестирование рекомендуется проводить на начальной стадии проектирования жизненного цикла разработки программного обеспечения (SDLC), что позволит лучше понять ожидания пользователей.
Зачем проводить юзабилити-тестирование?
Эстетика и дизайн очень важны. То, насколько хорошо выглядит продукт, обычно определяет, насколько хорошо он работает.
Множество приложений и веб-сайтов терпят неудачу после запуска по следующим причинам:
- Пользователям непонятно, куда нужно нажимать дальше.
- На какую страницу нужно перейти?
- Какой значок что обозначает?
- Сообщения об ошибках не согласованы или не отображаются эффективно.
- Время сеанса недостаточно для пользователей.
Юзабилити-тестирование помогает выявлять ошибки в удобстве использования системы на ранней стадии разработки и может спасти продукт от провала.
Примеры тест-кейсов для юзабилити-тестирования
Целью юзабилити-тестирования является удовлетворение потребностей пользователей. Такое тестирование сконцентрировано на следующих параметрах системы:
Эффективность системы:
- Легко ли изучить систему?
- Является ли система полезной, и добавляет ли она ценность для целевой аудитории?
- Являются ли содержание, цвет, иконки, изображения, используемые в системе, эстетически приятными?
Производительность:
- Перейти на нужную страницу должно быть просто и требовать минимальной навигации.
- Страницы в приложении или на веб-сайте должны быть однородными (то есть, кнопки, меню и размещение информации должны быть похожими на всех страницах).
- Должна быть предусмотрена функция поиска внутри вашего приложения или веб-сайта.
Точность:
- Не должно быть устаревших или неправильных данных, таких как контактная информация/адрес.
- Необходимо, чтобы все ссылки вели на рабочие страницы.
Удобство для пользователя:
- Элементы управления приложением должны быть понятными и не требовать дополнительного обучения.
- Пользователям должна быть предоставлена помощь для понимания приложения/веб-сайта.
Как проводить юзабилити-тестирование?
Процесс юзабилити-тестирования состоит из следующих этапов:
Фаза 1. Планирование: На этой стадии определяются цели юзабилити-тестирования. Просто сидеть перед приложением и записывать действия пользователей – это не цель. Вам нужно определить важные функции и цели системы. Вы должны дать тестировщикам задачи, которые проверят эти важные функции. Также на этой стадии определяются метод тестирования, количество и данные о тестировщиках, а также формат отчета.
Фаза 2. Рекрутинг: На этом этапе вы набираете необходимое количество тестировщиков в соответствии с вашим планом юзабилити-тестирования. Поиск тестировщиков, соответствующих вашим требованиям, может занять некоторое время.
Фаза 3. Юзабилити-тестирование: На этом этапе проводятся юзабилити-тесты.
Фаза 4. Анализ данных: Данные, полученные в ходе юзабилити-тестов, тщательно анализируются, чтобы сделать значимые выводы и дать нужные рекомендации по улучшению удобства использования вашего продукта.
Фаза 5. Подготовка отчётов: Результаты юзабилити-тестирования доводятся до сведения всех заинтересованных сторон, среди которых могут быть дизайнер, разработчик, клиент и генеральный директор.
2 техники юзабилити-тестирования
Существуют два метода проведения юзабилити-тестирования:
- Лабораторное юзабилити-тестирование
- Удаленное юзабилити-тестирование
Лабораторное юзабилити-тестирование: Это тестирование проводится в отдельной специально оборудованной комнате в присутствии наблюдателей. Тестировщики получают задания для выполнения. Роль наблюдателя заключается в том, чтобы следить за поведением тестировщиков и сообщать о результатах тестирования. Наблюдатель сохраняет молчание во время проведения тестирования. При таком тестировании и наблюдатели, и тестировщики находятся в одном физическом месте.
Удаленное юзабилити-тестирование: При таком тестировании наблюдатели и тестировщики находятся в удаленном месте. Тестировщики получают удаленный доступ к тестируемой системе и выполняют поставленные задачи. Голос тестировщика, активность экрана, выражение его лица записываются автоматизированным программным обеспечением. Наблюдатели анализируют эти данные и сообщают о результатах тестирования.
Сколько пользователей вам нужно?
Исследования (Virzi, 1992 и Neilsen Landauer, 1993) показывают, что достаточно провести тестирование с участием 5 пользователей, чтобы выявить 80% проблем с удобством использования приложения. Некоторые исследователи предлагают другие числа.
На самом деле, фактическое количество необходимых пользователей зависит от сложности приложения и ваших целей в области юзабилити. Увеличение числа участников в тестировании приводит к увеличению затрат, планирования, управления участниками и анализа данных.
Если у вас ограниченный бюджет, и вы хотите провести юзабилити-тестирование самостоятельно, то 5 пользователей будет достаточно для начала. Если у вас нет ограничений по бюджету, рекомендуется проконсультироваться с опытными специалистами, чтобы определить необходимое количество пользователей.
Чек-лист для UX-тестирования
Основная цель такого тестирования – выявить важные проблемы юзабилити до запуска продукта. Для успешного проведения тестирования необходимо учесть следующие моменты:
- Начните UX-тестирование на ранней стадии проектирования и разработки.
- Хорошей практикой является проведение юзабилити-тестирования на продукте ваших конкурентов перед началом разработки. Это поможет вам определить стандарты юзабилити для вашей целевой аудитории.
- Выберите подходящих пользователей для тестирования системы.
- Используйте инструмент управления пропускной способностью сети. Например, у вашей целевой аудитории плохое подключение к сети, ограничьте пропускную способность сети для ваших тестировщиков юзабилити до, например, 56 Кбит/с.
- Тестировщики должны сосредоточиться на важных и часто используемых функциях системы.
- Назначьте одного наблюдателя на каждого тестировщика. Это поможет наблюдателю точно фиксировать поведение тестировщика. Если один наблюдатель назначается нескольким тестировщикам, результаты могут быть недостоверными.
- Объясните дизайнерам и разработчикам, что результаты такого тестирования не являются признаком неудачи, а являются признаком улучшения.
Преимущества
Юзабилити-тестирование имеет следующие преимущества:
- Помогает выявить проблемы с удобством использования до того, как продукт поступит на рынок.
- Способствует повышению удовлетворенности пользователя продуктом.
- Делает вашу систему высокоэффективной и повышает ее производительность.
- Помогает получить достоверную обратную связь от целевой аудитории, которая использует вашу систему во время юзабилити-теста. Вам не нужно полагаться на “мнения” случайных людей.
Недостатки
- Стоимость является одним из основных недостатков при проведении юзабилити-тестирования. Для создания лаборатории юзабилити-тестирования требуется много ресурсов. Наем и управление тестировщиками юзабилити также может быть дорогостоящим.
Тем не менее, эти затраты окупаются в виде повышенной удовлетворенности клиентов. Таким образом, настоятельно рекомендуется проводить юзабилити-тестирование.
Перевод статьи Thomas Hamilton «What is Usability Testing? Software UX».