<style>.lazy{display:none}</style>Что такое юзабилити-тестирование?

Что такое юзабилити-тестирование?

Вы наверняка сталкивались с приложениями, которые вызывают недоумение и раздражение: невозможно найти нужную функцию, кнопки расположены неинтуитивно, а весь процесс использования приложения превращается в настоящий квест. Зачастую такие проблемы возникают из-за недостаточного внимания к юзабилити–тестированию.

В этой статье мы обсудим основы юзабилити-тестирования, важного этапа в разработке пользовательского интерфейса. Мы рассмотрим основные принципы и методы юзабилити-тестирования, которые позволят вам получить ценные инсайты и улучшить взаимодействие пользователей с вашим приложением.

Друзья, поддержите нас вступлением в наш телеграм канал QaRocks. Там много туторилов, задач по автоматизации и книг по QA.

Содержание:

Юзабилити-тестирование

Юзабилити-тестирование – это метод тестирования ПО для определения того, насколько приложение является простым и удобным для пользователя. В ходе такого тестирования мы привлекаем небольшую группу пользователей, которые используют приложение и находят проблемы, связанные с его удобством. Основной акцент в юзабилити-тестировании делается на том, насколько легко пользователю использовать функционал приложения, удобен ли пользовательский интерфейс, и насколько программа применима для достижения определенных задач.

Такое тестирование рекомендуется проводить на начальной стадии проектирования жизненного цикла разработки программного обеспечения (SDLC), что позволит лучше понять ожидания пользователей.

Зачем проводить юзабилити-тестирование?

Эстетика и дизайн очень важны. То, насколько хорошо выглядит продукт, обычно определяет, насколько хорошо он работает.

Множество приложений и веб-сайтов терпят неудачу после запуска по следующим причинам:

  • Пользователям непонятно, куда нужно нажимать дальше.
  • На какую страницу нужно перейти?
  • Какой значок что обозначает?
  • Сообщения об ошибках не согласованы или не отображаются эффективно.
  • Время сеанса недостаточно для пользователей.

Юзабилити-тестирование помогает выявлять ошибки в удобстве использования системы на ранней стадии разработки и может спасти продукт от провала.

Примеры тест-кейсов для юзабилити-тестирования

юзабилити тестирование. Примеры тест-кейсов.

Целью юзабилити-тестирования является удовлетворение потребностей пользователей. Такое тестирование сконцентрировано на следующих параметрах системы:

Эффективность системы:

  • Легко ли изучить систему?
  • Является ли система полезной, и добавляет ли она ценность для целевой аудитории?
  • Являются ли содержание, цвет, иконки, изображения, используемые в системе, эстетически приятными?

Производительность:

  • Перейти на нужную страницу должно быть просто и требовать минимальной навигации.
  • Страницы в приложении или на веб-сайте должны быть однородными (то есть, кнопки, меню и размещение информации должны быть похожими на всех страницах).
  • Должна быть предусмотрена функция поиска внутри вашего приложения или веб-сайта.

Точность:

  • Не должно быть устаревших или неправильных данных, таких как контактная информация/адрес.
  • Необходимо, чтобы все ссылки вели на рабочие страницы.

Удобство для пользователя:

  • Элементы управления приложением должны быть понятными и не требовать дополнительного обучения.
  • Пользователям должна быть предоставлена помощь для понимания приложения/веб-сайта.

Как проводить юзабилити-тестирование?

Процесс юзабилити-тестирования состоит из следующих этапов:

Как проводить юзабилити-тестирование?

Фаза 1. Планирование: На этой стадии определяются цели юзабилити-тестирования. Просто сидеть перед приложением и записывать действия пользователей – это не цель. Вам нужно определить важные функции и цели системы. Вы должны дать тестировщикам задачи, которые проверят эти важные функции. Также на этой стадии определяются метод тестирования, количество и данные о тестировщиках, а также формат отчета.

Фаза 2. Рекрутинг: На этом этапе вы набираете необходимое количество тестировщиков в соответствии с вашим планом юзабилити-тестирования. Поиск тестировщиков, соответствующих вашим требованиям, может занять некоторое время.

Фаза 3. Юзабилити-тестирование: На этом этапе проводятся юзабилити-тесты.

Фаза 4. Анализ данных: Данные, полученные в ходе юзабилити-тестов, тщательно анализируются, чтобы сделать значимые выводы и дать нужные рекомендации по улучшению удобства использования вашего продукта.

Фаза 5. Подготовка отчётов: Результаты юзабилити-тестирования доводятся до сведения всех заинтересованных сторон, среди которых могут быть дизайнер, разработчик, клиент и генеральный директор.

2 техники юзабилити-тестирования

Существуют два метода проведения юзабилити-тестирования:

  • Лабораторное юзабилити-тестирование
  • Удаленное юзабилити-тестирование

Лабораторное юзабилити-тестирование: Это тестирование проводится в отдельной специально оборудованной комнате в присутствии наблюдателей. Тестировщики получают задания для выполнения. Роль наблюдателя заключается в том, чтобы следить за поведением тестировщиков и сообщать о результатах тестирования. Наблюдатель сохраняет молчание во время проведения тестирования. При таком тестировании и наблюдатели, и тестировщики находятся в одном физическом месте.

Удаленное юзабилити-тестирование: При таком тестировании наблюдатели и тестировщики находятся в удаленном месте. Тестировщики получают удаленный доступ к тестируемой системе и выполняют поставленные задачи. Голос тестировщика, активность экрана, выражение его лица записываются автоматизированным программным обеспечением. Наблюдатели анализируют эти данные и сообщают о результатах тестирования.

Сколько пользователей вам нужно?

Исследования (Virzi, 1992 и Neilsen Landauer, 1993) показывают, что достаточно провести тестирование с участием 5 пользователей, чтобы выявить 80% проблем с удобством использования приложения. Некоторые исследователи предлагают другие числа.

На самом деле, фактическое количество необходимых пользователей зависит от сложности приложения и ваших целей в области юзабилити. Увеличение числа участников в тестировании приводит к увеличению затрат, планирования, управления участниками и анализа данных.

Если у вас ограниченный бюджет, и вы хотите провести юзабилити-тестирование самостоятельно, то 5 пользователей будет достаточно для начала. Если у вас нет ограничений по бюджету, рекомендуется проконсультироваться с опытными специалистами, чтобы определить необходимое количество пользователей.

Чек-лист для UX-тестирования

Основная цель такого тестирования – выявить важные проблемы юзабилити до запуска продукта. Для успешного проведения тестирования необходимо учесть следующие моменты:

  • Начните UX-тестирование на ранней стадии проектирования и разработки.
  • Хорошей практикой является проведение юзабилити-тестирования на продукте ваших конкурентов перед началом разработки. Это поможет вам определить стандарты юзабилити для вашей целевой аудитории.
  • Выберите подходящих пользователей для тестирования системы.
  • Используйте инструмент управления пропускной способностью сети. Например, у вашей целевой аудитории плохое подключение к сети, ограничьте пропускную способность сети для ваших тестировщиков юзабилити до, например, 56 Кбит/с.
  • Тестировщики должны сосредоточиться на важных и часто используемых функциях системы.
  • Назначьте одного наблюдателя на каждого тестировщика. Это поможет наблюдателю точно фиксировать поведение тестировщика. Если один наблюдатель назначается нескольким тестировщикам, результаты могут быть недостоверными.
  • Объясните дизайнерам и разработчикам, что результаты такого тестирования не являются признаком неудачи, а являются признаком улучшения.

Преимущества

Юзабилити-тестирование имеет следующие преимущества:

  • Помогает выявить проблемы с удобством использования до того, как продукт поступит на рынок.
  • Способствует повышению удовлетворенности пользователя продуктом.
  • Делает вашу систему высокоэффективной и повышает ее производительность.
  • Помогает получить достоверную обратную связь от целевой аудитории, которая использует вашу систему во время юзабилити-теста. Вам не нужно полагаться на “мнения” случайных людей.

Недостатки

  • Стоимость является одним из основных недостатков при проведении юзабилити-тестирования. Для создания лаборатории юзабилити-тестирования требуется много ресурсов. Наем и управление тестировщиками юзабилити также может быть дорогостоящим.

Тем не менее, эти затраты окупаются в виде повышенной удовлетворенности клиентов. Таким образом, настоятельно рекомендуется проводить юзабилити-тестирование.

Перевод статьи Thomas Hamilton «What is Usability Testing? Software UX».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *