Как тестировщику грамотно задавать вопросы?

Перевод статьи «How the Testers Can Ask Questions The Smart Way: The Step-By-Step Guide».

Мозговой штурм с командой – это всегда познавательный опыт.

В этот раз у нас была необычная идея. Мы разделили команду на две группы и решили задавать друг другу вопросы о продукте, который мы разрабатываем. Единственным условием было то, что вопросы должны были касаться тестирования этого продукта.

В итоге мы научились одной важной вещи – задавать вопросы, иногда даже странные, но именно этот навык в конечном итоге помог сделать наш продукт лучше и качественнее.

Почему тестировщики задают вопросы, и насколько это важно? В этой статье мы постараемся дать ответы на эти вопросы.

БЕСПЛАТНО СКАЧАТЬ QA КНИГИ можно в телеграм канале "Библиотека тестировщика"

Содержание:

Почему тестировщики задают вопросы?

Будучи тестировщиком, мы знаем, что в реальной жизни часто приходится сталкиваться с давлением, связанным со сроками и временными ограничениями.

Зачастую тестировщики не имеют четкий и понятный документ с требованиями для тестирования продукта. В таких ситуациях, когда информация о проекте ограничена или неполна, тестировщики вынуждены делать предположения, чтобы продолжать работу.

Примеры

В документе с требованиями упоминается, что приложение для написания эссе должно отображать имя автора. Однако во время тестирования выяснилось, что у одного и того же эссе может быть несколько авторов, и они могут создавать разные версии одного и того же эссе.

Вопрос: как правильно отображать имя автора в такой ситуации? В требованиях нет ясности, и нет человека, который мог бы предоставить дополнительную информацию. Разработчик предположил, что следует показывать имя автора, который владеет последней версией эссе, и тестировщик согласился с этим решением.

Теперь возникают такие вопросы:

  • Что если несколько авторов обновляют эссе одновременно?
  • Что если есть несколько авторов с одинаковым именем?
  • Что если автор хочет вернуться к предыдущей версии эссе?

Приложение крашнулось, когда пользователь попытался обновить одну и ту же страницу в седьмой раз. Найти причину этой проблемы и доложить о ней – это хорошо, но когда существует сильное давление по срокам, нам нужны дополнительные данные, чтобы оценить серьезность этой проблемы и выявить причину.

В данной ситуации, если у нас нет достаточной информации о проблеме, тестировщик, возможно, должен предположить, что такие случаи являются редкими и ими можно будет заняться позже.

Исходя из таких предположений возникают следующие вопросы:

  • Можно ли пойти на риск и отложить данную проблему?
  • Можно ли найти временное обходное решение?

Как правильно задать вопрос?

Шаг 1: Исследуйте

Любопытный тестировщик, наблюдая неожиданное поведение приложения, начинает исследовать, и это исследование приводит к появлению вопросов.

Пример

После обнаружения проблемы, при которой пользователь выходил из системы каждые 5 секунд, выяснилось, что причиной этой проблемы был автоматический запрос к базе данных, выполняющийся каждые 5 секунд и очищающий все текущие сессии.

Возникают следующие вопросы:

  • Зачем нам понадобился этот запрос?
  • С какой целью он запускался каждые 5 секунд?

Таким образом, в результате исследования возникает еще больше вопросов, что на самом деле помогает найти правильный ответ.

Шаг 2: Применяйте прошлый опыт

Когда мы сталкиваемся с той же проблемой, что и раньше, наш разум сразу же активирует информацию о прошлых случаях.

Пример

Основываясь на опыте работы с Linux, я знал, что перезагрузка сервера может автоматически устранить множество ошибок. Применяя тот же метод к текущей ситуации, где код был развернут на Linux сервере, я заметил, что производительность приложения улучшилась.

Возникли вопросы:

  • Что было бы, если бы сервер не был перезагружен?
  • Не упустили ли мы что-то важное при оценке производительности приложения?

Шаг 3: Анализируйте данные

Опытный тестировщик всегда анализирует данные и задается вопросом о том, как найти во всем закономерности.

Пример

После запуска первой версии продукта было зарегистрировано только 3 сбоя системы, во всех остальных случаях продукт работал хорошо. При запуске второй версии продукта количество сбоев увеличилось до 17, а при запуске третьей версии – до 47. Существенных изменений не вносилось. Так почему количество сбоев увеличилось?

При детальном рассмотрении выяснилось, что причиной проблем не были изменения в продукте, а низкая скорость сети в сельских районах. Таким образом, анализ данных помог нам выявить закономерность в проблеме.

Возникают следующие вопросы:

  • Каково влияние скорости сети на систему?
  • Как можно исправить ситуацию?
  • Какие меры предосторожности следует предпринять в будущем?
  • Какие показатели скорости сети следует учитывать при тестировании?

Таким образом, тестировщик задает вопросы не потому, что хочет задать много вопросов. Причин может быть много, например:

  • Постоянное исследование
  • Отсутствие конкретной информации
  • Уточнение деталей
  • Разъяснение сделанных предположений
  • Оценка общего риска
  • Принятие решений

Но, как говорится, задавать вопросы – это искусство.

Вывод

Задавать вопросы всегда важно и необходимо. Но если вы видите негативный или холодный ответ на свои вопросы, возможно, вам стоит переформулировать свой вопрос или научиться более грамотно задавать вопросы.

Лично я поддерживаю идею задавать вопросы, но ожидаю, что люди сначала попробуют найти ответ самостоятельно. Ведь никто не хочет слышать вопрос типа “где скачать Skype”, когда есть Google :).

  • Разбирайтесь в вопросах, потому что ответы не всегда могут быть однозначными.
  • Будьте готовы слушать и не перебивайте собеседника.
  • Попросите предоставить вам дополнительную информацию – полезные ссылки, книги или другие источники.
  • Выражайте свою точку зрения и выслушивайте другие мнения.

Как говорится, задать вопрос – это ключ к открытию мира, полного знаний. Если вы понаблюдаете за детьми, то увидите, что они задают больше вопросов, чем взрослые. Почему? Потому что они не понимают, как можно что-то предположить.

Продолжайте спрашивать, будьте любопытными, получайте ответы на свои вопросы, и тогда тестирование станет проще, продуктивнее и интереснее.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *