Руководство по тестированию юзабилити

Очень важно уделять особое внимание пользовательскому опыту приложения или сайта. Тут вам поможет тестирование юзабилити. Оно позволит выявить проблемы в пользовательском интерфейсе и разработать возможности для улучшения.

Тестирование юзабилити — это форма нефункционального тестирования, направленная на понимание того, насколько удобно использовать приложение. Проводится оно путем наблюдения за конечными пользователями, перемещающимися по приложению или выполняющими определённые задачи.

БЕСПЛАТНО СКАЧАТЬ КНИГИ в телеграм канале "Библиотека тестировщика"

Краткая история исследования юзабилити

Истоки юзабилити можно отнести к Первой и Второй мировым войнам, когда солдаты обучались сборке и разборке оружия в темноте. Однако как профессиональная деятельность исследование юзабилити получило развитие в 1980-х годах благодаря книгам.

Одна из первых книг по этой тематике была опубликована в 1983 году под названием «Психология взаимодействия человека и компьютера». С тех пор появлялось всё больше руководств и материалов по юзабилити, включая книгу Дональда Нормана «Психология повседневных вещей». Основная идея книги в том, что дизайн продукта служит средством коммуникации между пользователем и продуктом, обеспечивая качественный пользовательский опыт.

Преимущества тестирования юзабилити

Этот вид пользовательского исследования очень важен для любых приложений, ориентированных на пользователя и разработку нового интерфейса. Без тестирования юзабилити может возникнуть ситуация, когда логика и навигация в приложении понятна членам команды, но не целевой аудитории.

Тестирование юзабилити направлено на оценку удобства использования приложения, то есть отвечает на вопрос «Может ли конечный пользователь выполнять свои задачи без каких-либо трудностей?».

Существует несколько причин для проведения юзабилити-тестирования приложения:

  • Выявить возможные проблемы
  • Выявить возможности для улучшения продукта
  • Изучить предпочтения и поведение конечного пользователя

Разработчики ПО иногда не обращают внимания на базовые аспекты юзабилити: они заняты выполнением требований и работой над новыми функциями продукта. Поэтому практичность использования продукта часто остаётся незамеченной.

Тестирование приложения конечными пользователями позволяет получить свежий взгляд и развёрнутую обратную связь. Это эффективный способ определить, могут ли конечные пользователи беспроблемно взаимодействовать с приложением и выполнять необходимые задачи.

Любое приложение всегда будет выигрывать от пользовательского тестирования. При этом проводить юзабилити-тестирование можно практически для любых частей приложения, включая тестирование API. Ключевой момент — понимать, каким образом пользователь осуществляет свои задачи в приложении. То есть какие шаги должен сделать пользователь, чтобы достичь своей цели, например, совершить покупку в онлайн-магазине.

Вот некоторые преимущества использования юзабилити-тестирования:

  • Валидация прототипа приложения. Тестирование прототипа поможет определить ценность будущей функциональности и реакцию конечных пользователей ещё до её релиза.
  • Подтверждение того, что продукт соответствует ожиданиям пользователей. Продукт может иметь сложный user flow. Юзабилити-тестирование поможет определить, нужно ли разбить эти этапы на несколько шагов, сделав их более простыми и интуитивными. 
  • Свежий взгляд с большей вероятностью обнаружит ошибки, которые могли быть упущены командой разработчиков, например, грамматические ошибки, неработающие ссылки или ошибки сайта.
  • Тестирование юзабилити поможет лучше понять впечатления пользователей от использования приложения.
Методы тестирования юзабилити

Методы тестирования юзабилити

Если вы тщательно продумали используемые методы, то весь процесс тестирования может пройти без каких-либо сложностей. Давайте рассмотрим некоторые методы, которые можно использовать для тестирования удобства и практичности использования приложения. 

Лабораторное или модерируемое тестирование юзабилити

Модератор или тестировщик находится в одном помещении вместе с участниками тестирования — будущими пользователями продукта. Это специально созданная лаборатория, где пользователи выполняют определённые задачи, а модератор наблюдает и задаёт уточняющие вопросы. Однако такой способ тестирования может потребовать больших финансовых затрат.

Guerilla 

Этот вид также иногда называется партизанское тестирование. Для него пользователи выбираются случайным образом в публичном месте, например, в кафе. Выполняемые тесты очень короткие и понятные. Задача пользователей – выполнить быстрый тест в обмен на небольшое вознаграждение. Это достаточно малобюджетный вид тестирования.

Модерируемое удалённое тестирование юзабилити

Выполняется через интернет с участием модераторов. Обычно пользователям требуется компьютер или телефон и хорошее подключение к интернету. Это среднебюджетная задача.

Сеансы совместного использования экрана 

Модератор даёт пользователям инструкции по выполнению определённого задания, а также собирает обратную связь в процессе тестирования. Этот метод является более бюджетным, так как позволяет охватить множество пользователей за небольшой промежуток времени.

Этапы тестирования юзабилити

Планирование тестирования, проведение теста, анализ данных и подготовка отчёта являются ключевыми этапами проведения тестирования юзабилити. Давайте подробнее остановимся на каждой из этих этапов.

Планирование тестирования

На этапе планирования необходимо определить, что именно предстоит проверить. Другими словами, какие функции и особенности важно протестировать с точки зрения пользователя. Необходимо также продумать, кто будет участвовать в тестировании. Для этого можно пригласить несколько пользователей, обладающих различными знаниями о продукте.

Кроме того, для большей ясности следует определить вопросы, ответы на которые нужно получить во время тестирования, например:

  • Что мы собираемся показать заинтересованным сторонам?
  • Что мы ожидаем от пользователей?
  • Чего мы хотим добиться от тестирования?

Также для отслеживания и измерения действий пользователя необходимы некоторые виды метрик:

  • Сколько времени потребовалось пользователю для выполнения теста?
  • Насколько легко пользователь выполнил задачу?
  • Взаимодействовал ли пользователь с приложением так, как ожидалось, и работало ли приложение в соответствии с ожиданиями пользователя?

Проведение тестирования

Следующий этап — это осуществление самого тестирования. Здесь модератор или тестировщик отвечает за проведение проверки, знакомя пользователя, который будет участвовать в тестировании, с проводимыми тестами. Такие тесты должны включать основные функциональности продукта.

Модератор также наблюдает и фиксирует устные отзывы и действия пользователя. На этом этапе важно рассматривать два способа оценки: количественные и качественные результаты.

Количественные результаты имеют числовую характеристику. Например, время, затраченное на выполнение теста в минутах и секундах. Можно зафиксировать, сколько из предложенных пользователю задач было успешно выполнено. Предположим, что пользователь справился с 3 из 5 задач, то есть только 60% тестов были пройдены успешно.

Несмотря на то, что руководителям и членам команды удобнее получать информацию о количестве пользователей и задач в виде цифр, подобная статистика может немного вводить в заблуждение. Например, когда модератор и пользователь ведут активную дискуссию, статистика, направленная на измерение затраченного времени, может быть непоказательна. Всегда важно уделять больше внимания анализу каждой проблемы и её решения, а не поиску способа сказать, что в 4 задачах из 5 возникли те или иные проблемы, которые привели к 80% неудач.

Качественные результаты сосредоточены на реакции людей во время выполнения тестов с помощью предложенных решений. Как правило, реальные показатели успеха или неудачи проекта определяются именно на этом моменте.

Также важно обращать внимание на конкретные затруднения: когда пользователи замедляются или сталкиваются с проблемой при выполнении поставленных задач. Это поможет составить список проблем, которые необходимо устранить в первую очередь. Ведь тестирование юзабилити проводится не для оценки способности пользователей выполнить поставленные задачи, а чтобы измерить лёгкость (эффективность и результат), с которой пользователи могут справиться с ними.

Анализ результатов и отчёт о тестировании

Предпоследний этап связан с анализом результатов проведённого тестирования. После завершения проверок важно изучить результаты и сделать необходимые выводы. Это поможет команде лучше понять конкретные особенности в поведении пользователей. На основе полученных результатов можно предложить рекомендации по улучшению продукта, чтобы повысить удобство его использования.

На последнем этапе составляется отчёт, в котором указываются использованная методология, полученные отзывы и рекомендации. Затем можно провести обсуждение результатов и понять, что можно улучшить и спланировать, а также каким образом внедрить изменения.

Анализ полученных результатов

Чек-лист для тестирования юзабилити

После тестирования юзабилити могут появиться интересные идеи, которые позволят улучшить продукт и впечатления пользователей. Стоит разделить полученные результаты по категориям и определить их приоритеты.

Как только результаты проанализированы, команда может спланировать добавление улучшений в будущие итерации проекта.

Вот небольшой чек-лист, который можно использовать при тестировании юзабилити:

  • Провести тестирование, выбрав подходящий метод.
  • Указать информацию об участниках. Пользователи могут иметь опыт взаимодействия с похожими продуктами. Так как у таких пользователей могут быть сформированы ожидания и требования к продукту.
  • Обобщить количественные показатели и качественные выводы.
  • Составить понятный отчёт о тестировании и обсудить план действий в команде.
  • Описать, что работало корректно, указать проблемные моменты и определить приоритеты их исправления.
  • Написать подробные рекомендации для внедрения в будущие итерации.

Стоимость тестирования юзабилити

Стоимость проведения такого тестирования зависит от выбранного метода. Например, лабораторное тестирование окажется дороже, так как требует создания определённых условий и подбора пользователей для тестирования.

Однако стоит помнить, что если попытаться сэкономить и полностью отказаться от проведения тестирования юзабилити, то итоговый результат может оказаться ещё дороже. Например, если выпущенный в эксплуатацию продукт не соответствует требованиям пользователей, это приведёт к негативным отзывам и понизит репутацию продукта и компании.

Заключение

Тестирование юзабилити играет важную роль, так как даёт представление о продукте глазами конечных пользователей. В условиях быстрого роста технологий и высокой конкуренции вы можете потерять потенциальных пользователей, если, например, ваш продукт недостаточно понятен и прост в использовании. Поэтому стоит тщательно планировать тестирование юзабилити с привлечением реальных пользователей. Кроме этого, нужно продумать бюджет, учитывая, что чрезмерная экономия может привести к потере в качестве продукта.

Перевод статьи «Usability Testing Guide & Benefits».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *